Мониторинг здоровья школьников

«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья
вполне возможно…» Н.М. Амосов

 

Мониторинг здоровья школьников в образовательном учреждении предполагает системную и комплексную работу по анализу состояния здоровья обучающихся. Методики, которые будут использоваться при мониторинге здоровья должны быть направлены на характеристику индикаторов состояния здоровья.

Впервые в практике образовательного учреждения для оценки
индивидуального и коллективного здоровья школьники периодически
проходят анонимное анкетирование.
Анкеты  распределены на 8 блоков:
1. Общие сведения,
2. Режим учебы и отдыха,
3. Питание,
4. Личная гигиена,
5. Физическая активность,
6. Вредные привычки,
7. Психогигиена,
8. Образ жизни.
Оценка результатов анкетирования проводится на индикаторы:
поведенческий, информационный, мотивационный.

Поведенческий индикатор – раскрывает особенности поведенческих
проявлений, конкретных действий, характеризующих ведение здорового
образа жизни.
Информационный индикатор – определяет наличие или отсутствие у
респондента информации о различных аспектах здоровьесбережения и
здорового образа жизни.
Мотивационный индикатор – характеризует место здоровья в
мотивационной сфере респондента, его внутренние побуждения.

Для отображения результатов тестирования и анкетирования для респондентов взят принцип светофора, т.е. при наборе минимального количества баллов, кроме текстового комментария,  в результатах появляется:

красное яблоко,aplle

максимального — зеленое, зеленое

а если количество баллов среднее — желтое яблоко желтое яблоко

Этапы мониторинга

Осуществление мониторинговых исследований предусматривает последовательное прохождение пяти основных этапов:

1 этап – определение целей, подготовка плана проведения исследования

  • Постановка цели мониторинга.
  • Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация.
  • Определение формы и объема мониторинга, времени на  его разработку и реализацию.
  • Указание возможных потребителей информации.
  • Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.

2 этап — разработка инструментария

Инструментарий должен давать возможность сбора необходимой информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемой образовательной системой. Для каждого критерия предполагается выработка системы показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия.

Общие требования к показателям состоят в следующем:

  • максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов;
  • возможность использования в практике управления;
  • простота и надежность определения.

Для оценки уровня развития каждого критерия необходима разработка показателей, характеризующих его наличие.Показатели берутся за основу в определении  инструментария, позволяющего отслеживать развитие данного критерия, т.е. осуществлять его мониторинг.

(Возможные показатели выполнения проверочных работ учащимися в ходе мониторинга качества обучения:

  • процент учащихся, справившихся с работой («выполнил работу», «прошел тест»);
  • средний процент верного выполнения всех заданий работы или группы заданий, выделенных по некоторому признаку ( например, заданий по некоторому разделу, теме);
  • ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на  группу заданий;
  • среднее число верных ответов на все задания работы или на некоторую группу заданий;
  • ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий в зависимости от состояния факторов;
  • процент верного выполнения каждого задания;
  • процент отсутствия ответа на задание и проценты выбора каждого из неверных ответов, предложенных к нему).

 3 этап – сбор информации (В соответствии с разработанным инструментарием)

4 этап — обработка и анализ полученных результатов

  • Систематизация полученной информации.
  • Анализ имеющихся данных.

5 этап — написание отчета и рекомендаций

Главная сфера применения результатов мониторинга –  повышение эффективности управляемой системы. В связи с этим выработка рекомендаций по результатам мониторинга – важнейший этап его осуществления.

 

Анализ веб сайтов