Мониторинг здоровья школьников
«…Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел,
то, во всяком случае, поддерживать его высокий уровень здоровья
вполне возможно…» Н.М. Амосов
Мониторинг здоровья школьников в образовательном учреждении предполагает системную и комплексную работу по анализу состояния здоровья обучающихся. Методики, которые будут использоваться при мониторинге здоровья должны быть направлены на характеристику индикаторов состояния здоровья.
Впервые в практике образовательного учреждения для оценки
индивидуального и коллективного здоровья школьники периодически
проходят анонимное анкетирование.
Анкеты распределены на 8 блоков:
1. Общие сведения,
2. Режим учебы и отдыха,
3. Питание,
4. Личная гигиена,
5. Физическая активность,
6. Вредные привычки,
7. Психогигиена,
8. Образ жизни.
Оценка результатов анкетирования проводится на индикаторы:
поведенческий, информационный, мотивационный.
Поведенческий индикатор – раскрывает особенности поведенческих
проявлений, конкретных действий, характеризующих ведение здорового
образа жизни.
Информационный индикатор – определяет наличие или отсутствие у
респондента информации о различных аспектах здоровьесбережения и
здорового образа жизни.
Мотивационный индикатор – характеризует место здоровья в
мотивационной сфере респондента, его внутренние побуждения.
Для отображения результатов тестирования и анкетирования для респондентов взят принцип светофора, т.е. при наборе минимального количества баллов, кроме текстового комментария, в результатах появляется:
красное яблоко,
максимального — зеленое,
а если количество баллов среднее — желтое яблоко
Этапы мониторинга
Осуществление мониторинговых исследований предусматривает последовательное прохождение пяти основных этапов:
1 этап – определение целей, подготовка плана проведения исследования
- Постановка цели мониторинга.
- Выделение объекта мониторинга, его анализ и классификация.
- Определение формы и объема мониторинга, времени на его разработку и реализацию.
- Указание возможных потребителей информации.
- Определение решений, которые могут быть приняты на основе полученной информации.
2 этап — разработка инструментария
Инструментарий должен давать возможность сбора необходимой информации в соответствии с оптимально выработанными критериями эффективности исследуемой образовательной системой. Для каждого критерия предполагается выработка системы показателей, характеризующих наличие и уровень развития данного критерия.
Общие требования к показателям состоят в следующем:
- максимальная широта охвата поля возможных проблем, результатов;
- возможность использования в практике управления;
- простота и надежность определения.
Для оценки уровня развития каждого критерия необходима разработка показателей, характеризующих его наличие.Показатели берутся за основу в определении инструментария, позволяющего отслеживать развитие данного критерия, т.е. осуществлять его мониторинг.
(Возможные показатели выполнения проверочных работ учащимися в ходе мониторинга качества обучения:
- процент учащихся, справившихся с работой («выполнил работу», «прошел тест»);
- средний процент верного выполнения всех заданий работы или группы заданий, выделенных по некоторому признаку ( например, заданий по некоторому разделу, теме);
- ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий;
- среднее число верных ответов на все задания работы или на некоторую группу заданий;
- ряд распределения учащихся по числу верных ответов на все задания работы или на группу заданий в зависимости от состояния факторов;
- процент верного выполнения каждого задания;
- процент отсутствия ответа на задание и проценты выбора каждого из неверных ответов, предложенных к нему).
3 этап – сбор информации (В соответствии с разработанным инструментарием)
4 этап — обработка и анализ полученных результатов
- Систематизация полученной информации.
- Анализ имеющихся данных.
5 этап — написание отчета и рекомендаций
Главная сфера применения результатов мониторинга – повышение эффективности управляемой системы. В связи с этим выработка рекомендаций по результатам мониторинга – важнейший этап его осуществления.